КРЫМ 2009

"Золотые ворота Карадага" - самая знаменитая скала древнего вулкана

Последние годы наш "летний" отпуск регулярно выпадает на сентябрь, так случилось и в 2009 г., в связи с этим все наши излюбленные маршруты в "глушь, тайгу" стали маловыполнимыми. Правда, в 2008 г. мы ездили в велопоход по Карелии в конце августа-начале сентября. Поездка получилась яркой и запоминающейся, но второй год подряд отдыхать под шум дождя и не расставаться с ветровкой не хотелось. Поэтому мы решили изменить русскому Северу и стали выбирать из более теплых мест. Требования у нас были следующие: хотим, чтобы каникулы прошли активно-спортивно и чтобы было солнце. В результате мы остановились на Крыме, о чем впоследствие ни на секунду не пожалели.


Итак, 30 августа после утомительной суеты сборов мы двинулись в путь в машине, забитой снарягой и туристическим снаряжением. Путь наш лежал в сторону Коктебеля, к знаменитой горе Узун-Сырт, более известной среди парапланеристов и прочего "летательного народа" под именем горы Клементьева или просто Клемухи, названной в честь летчика Петра Клементьева, разбившегося на ней в 20ые годы прошлого века. Но о Клемухе подробно я расскажу чуть позже...

Клемуха, Паша на старте

Ехать на Украину мы решили через одну из самых пустынных таможень между нашими странами, находящуюся в деревне Новобелая. В результате наш маршрут оказался на 200 км длиннее, чем стандартный путь в Крым, но зато ехали мы в основном по достаточно незагруженным трассам, а таможню прошли в кратчайшие сроки. И вот вечером 30го августа мы въехали на территорию "незалежной". Темнело очень быстро, поэтому мы встали на стоянку прямо в приграничной зоне в каких-то камышах, а свой путь продолжили уже на следующий день.

На Украине мы отметили гораздо большую, чем в России, концентрацию ДАИ-шников, где-то каждые 15-20 км мы встречали посты или патрулирующие машины. Увидев российские номера, многие ДАИ-шники очень оживлялись, при проверке документов больше доставалось Паше, один раз еще даже потащили первый раз в жизни дышать в трубочку и даже ухитрились намерить алкоголь в крови. Причем последний раз алкоголь Паша потреблял за три дня до описываемых событий, и этот алкоголь представлял собой стакан пива. ДАИ-шник, хитро прищурившись, предложил решить вопрос на месте или ехать на расширенный анализ крови, Паша выразил полную готовность ехать сдавать любые анализы, после чего страж порядка поскучнел, и нас отпустили. Мне повезло больше, возможно, мне помогала украинская фамилия или просто был мой день, но во время моей вахты за рулем никто меня не обижал:)))).

По дороге мы решили сделать небольшой крюк и провести денек на Азовском море, на котором я никогда не была, поэтому вечер 31го августа мы встретили на Бердянской косе. И вот мы на море! Пляж пустел на глазах, родители увозили деток готовиться к походу в школу. Мы с удовольствием искупались, смыв с себя дорожную пыль, потом оседлали велы и поехали исследовать окрестности.

На Азове

Бердянская коса расположена на севере Азовского моря, ее длина составляет 20 с небольшим километров.

Цивилизованная часть косы не представляет собой ничего особо интересного, сплошные базы отдыха, пансинонаты, кафешки, домики, суетящийся народ. Нам же благодаря велосипедам удалось прорваться на необжитую часть, куда запрещен проезд на машинах, практически нет людей (только изредка встречаются местные жители, удящие рыбу) и очень красиво.

Азов

Бердянский заказник

Море там было чистое, вода прозрачная, короче, гораздо душевнее. Там мы и провели вечер, ну, а 1го сентября, разглядывая по дороге нарядных детишек, спешащих в школы, поехали дальше.

Приехав в Крым, мы поселились в небольшом поселке Орджоникидзе, расположенном между Коктебелем и Феодосией. В советские времена этот поселочек был закрытой зоной, т.к. там функционировал завод, изготавливающий торпеды. С развалом СССР завод загнулся, поселок потерял "закрытый" статус, а местные жители получили возможность сдавать жилье отдыхающим, чем они сейчас и занимаются. Снять жилье там можно любое, начиная от халупки в стиле фильма "Будьте моим мужем" и заканчивая современным номером с кондиционером и ванной. Мы, как люди не слишком требовательные к комфорту, остановились на промежуточном варианте - поселились в уютном домике у дружелюбной Людмилы Александровны, переехавшей в Орджоникидзе из Воронежа. Особых изысков в нашем жилье не было, туалет и душ (цивилизованные) были на улице, но мы из-за такой ерунды не заморачиваемся, тем более, что и времени-то мы там проводили крайне мало, только спали.

Последний раз в Крыму я была в 1993 году, и на мой взгляд с тех пор отдыхать в Крыму явно стало интереснее и приятнее. Везде мы видели какие-то водяные горки, аквапарки и прочие "интересности". Набережные в Орджоникидзе, и уж тем более в Коктебеле и Феодосии были забиты кафешками, в некоторых из которых можно было очень вкусно поесть. Наше пребывание в Крыму совпало с джаз-фестивалем, проходящем в Коктебеле, и хотя мы не слишком большие ценители музыки, разочек мы сгоняли послушать джаз, было неплохо. Несмотря на сентябрь, народу было полно, отдыхающие наслаждались бархатным сезоном, везде мы натыкались на российские машины, приехавшие в Крым из самых отдаленных регионов, типа Ямало-Ненецкого округа. Водичка была достаточно теплой, солнце жарило вовсю. Правда, я окончательно убедилась, что пляжный отдых не мой вариант, за десять дней в Крыму на пляже мы провели два раза по часу, оба раза было жарко и не слишком интересно, казалось, что люди вокруг выполняют утомительную работу - ЗАГОРАЮТ! Короче, мы не поняли, в чем тут кайф и занялись более привычным отдыхом - коники, велики, лазанье по горам и бухтам.

Гулять от Орджоникидзе вдоль моря можно в обе стороны, перелезая по камням (а иногда шлепая по морю) из бухты в бухту.

Места там живописные, если брести в сторону Коктебеля, то достаточно быстро начинаешь натыкаться на забавные нудистские пляжи, стоянки, где тусуется народ хипповатого вида, и романтичных художниц, рисующих Кара-Даг. Как известно, Коктебель неразрывно связан с именем художника и поэта Максимилиана Волошина, который жил и творил в тех краях в первой половине XX-го века. В гостях у Волошин перебывали, пожалуй, все поэты Серебряного века, сам Волошин писал стихи о тех краях и любил рисовать окрестности. С тех пор Коктебель стал излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции.

Конечно, мы от души поколесили на наших верных велах по горным крымским дорожкам. Делать это оказалось труднее, чем в Карелии, взбираться по жаре на высокие перевалы было непросто, но зато мы всегда были награждены открывающимися дивными видами и возможностью стремительного спуска вниз.

В Крыму вело-туризм обретает популярность, постепенно появляются все новые и новые интересные маршруты. Лично меня очень заинтересовала возможность поездки на плато Караби, одно из немногих безлюдных мест в Крыму, известное своими карстовыми пещерами. В будущем, надеюсь, мы туда доберемся.

Также к моему восторгу, в Крыму оказалось огромное количество предложений конных маршрутов разной степени сложности.

Конный маршрут по Ички-Дагу, привал

Мы успели поездить на кониках два раза. Первая наша конная прогулка проходила по горе Ички-Даг, мне досталась совершенно потрясающая лошадь Солнышко, пожалуй, одна из самых умных лошадей, встреченных мною в жизни, слушалась она малейшего прикосновения, отлично скакала, легко тормозилась, была удивительно послушной и доброжелательной. Будете в Коктебеле, обязательно навестите ее, контакты конюшни с удовольствием дам!

Я на Солнышке, рядом Пашин конь Принц

Второй раз мы ездили в окрестностях Клемухи на спортивных лошадях, привезенных с Симферопольского ипподрома на отдых. Мне достался подающий надежды четырехлеток-буденновец по кличке Цыган, который в Симферополе уже успел выиграть какие-то престижные заезды. В результате в течение всего конного маршрута в моей голове была только одна мысль: "Лишь бы не понес, ой, лишь бы не понес". В то же время чувствовалось, что в голове Цыгана все это время тоже была только одна мысль: "Ну побыстрее-то можно скакать?!". Короче, было адреналиново, но эта лошадь была явно для больших профессионалов, чем я.

Я на буденновце Цыгане

Если вы обладаете минимальной физической подготовкой, то очень рекомендую сходить в пеший маршрут на легендарный Кара-Даг, древний потухший вулкан, действовавший 140 миллионов лет назад. Гребень берегового хребта Кара-Дага увенчан множеством затейливых природных изваяний: "трон", "король", "королева", "свита", "сфинкс", "чертов камин", "туфелька" и множество других фигур, но на многие километры на восток отчетливо виден лишь Чертов палец.

"Чертов палец"

В настоящее время на территории Кара-Дага действует заповедник, попасть самостоятельно туда невозможно. Нас по Кара-Дагу водил замечательный, увлеченный своей профессией молодой географ, который в течение 4х с лишним часов рассказывал нам множество интереснейших фактов про Кара-Даг и его окрестности. Мы, как водится на экскурсиях, ничего не запомнили, но было очень интересно:))).

Ну, и, наконец, перехожу к самому главному, ради чего, собственно, мы и ехали именно в эту часть Крыма. Гора Клементьева уже многие годы является любимым местом планеристов, дельтапланеристов, парапланеристов и всего народа, влюбленного в небо. Удачное расположение и форма Клемухи позволяет пилотам находить и использовать потоки обтекания и восходящие потоки теплого воздуха почти при любом направлении ветра.

Паша в полете

Гора Клементьева стала важной вехой в истории отечественной авиации и послужила трамплином к мировой известности для знаменитых авиаконструкторов: Королева, Антонова, Илюшина, Яковлева. На горе сейчас находятся Центр планерного спорта и Музей планеризма.

В отличие от Паши я не являюсь парапланеристской, но меня Клемуха просто заворожила. Вдоль склонов горы летали десятки разноцветных летательных аппаратов, можно было часами сидеть и просто пялиться на это красивейшее зрелище.

Клемуха

Еще нам удалось полетать на планере, расскажу подробнее, что это такое: планер (фр. planeur от planer – парить) – безмоторный летательный аппарат, не имеющий собственной механической тяги, т.е. на высоту его затягивает небольшой самолетик, дальше самолет отцепляется и приземляется, а планер остается в воздухе и начинает искать восходящие воздушные потоки.

Планер

Самолет затягивает планер на высоту

Обычно полет планера проходит в одном из режимов: планирование или парение. Планирование - полет со снижением, который напоминает скатывание санок вниз по склону. Парение - использование подъемной силы, создаваемой воздушными потоками и поддерживающей летательный аппарат в воздухе. Пилоты на аэродроме Клемухи работают замечательные, они и все рассказывают, и дают порулить, и по желанию демонстрируют серию лихих элементов высшего пилотажа (перевороты, мертвые петли, штопоры, пикирования и т.д.). Ощущения непередаваемые!

Планер в полете

В последний день наших крымских каникул мы бросили монетки с Клемухи, загадав желание: вернуться сюда еще раз. Поездка оказалась из тех, когда увиденное оказывается лучше ожидаемого. С каждым днем у нас появлялись все новые идеи, что еще можно сделать и посетить в Крыму, мы не успели съездить на Казантип, посетить Балаклаву, побывать на плато Караби и в Опукском заповеднике. Так что когда-нибудь нам предстоит посетить Крым еще раз.

Клемуха, памятник планеристам

МОЯ ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА