Боровичевская кругосветка 2013

Практически сразу после новогодних праздников мы начали мечтать о нашем традиционном майском байдарочном приключении. Паша долго выбирал интересный маршрут, и в конце концов мы решили «отхватить» кусочек рабочей недели и отправиться в длинное байдарочное путешествие по рекам и озерам Новгородской области. Как всегда было много организационных хлопот, до последнего момента было не понятно, кто из наших друзей сможет уехать из Москвы на целую неделю, у кого - не получится. В результате путешествие состоялось, и оно было весьма интересным и запоминающимся.

Попробую рассказать все по порядку. Из Москвы мы выехали в понедельник, 6го мая. Отправились мы вчетвером: Паша, Максим, Женя и я. В машину набили две байдарки, палатки, гермы с вещами, продуктами и спальниками. Машина была вместительная, все удалось загрузить.

В тот день мы удалились от Москвы на 500 километров, встали на речке Хадрица в 33 км от города Боровичи, собрали байдарки и рано завалились спать, дорога всех утомила. Первая ночь оказалась самой холодной, температура упала до -4 градусов, утром и трава, и байдарки, и палатки были покрыты инеем. Мы взяли наши самые теплые пуховые спальники, поэтому даже не замерзли.

Утром Женя отогнал машину на стоянку в Боровичи, где ей предстояло дожидаться нашего возвращения, мы закончили сборы и, наконец, ровно в полдень отправились в плавание.

Первый день был не сложным, мы прошли чуть меньше 30 километров, пересекли озера Шерогодра и Ситное, далее поплыли по реке Ситная, вошли в озеро Ямное, а оттуда - в реку Ямница. Далее нас ожидал самый интересный участок этого дня - «Ямницкий каньон». Берега стали круче, течение ускорилось, и около 12 километров мы плыли достаточно быстро, уворачиваясь от нависающих веток, проходя шиверки и покачиваясь на волночках. Особого экстрима, конечно, не было, но плавать по каньону нам понравилось. Фоток с этого участка маршрута, к сожалению, нет, т.к. плыть там приходилось достаточно сосредоточенно и фотографировать не было возможности.

На следующее утро мы проплыли совсем немного и наткнулись на завал.

Пришлось делать обнос байдарок через основное препятствие, а потом аккуратно проплывать между плавающими стволами.

Где-то к обеду мы приехали в деревню Удина, где была назначена встреча с еще одним участником экспедиции, нашим другом Павлом, который из-за работы не мог плыть с нами с самого начала.

Павел также оставил свою машину на стоянке в Боровичах и приехал в Удину на такси. Дожидаясь нас, он успел собрать «Таймень», на которым поплыл один, но мы не теряли надежды, что к нам присоединится еще и Антон, который из-за командировки в Челябинск никак не мог сообщить нам, когда и на каком участке маршрута с нами встретится. Каждый вечер мы с ним созванивались, но приезд Антона в Новгородчину все откладывался и откладывался… Из реки Удина мы вплыли в озеро Карабожа, и вечером встали на удивительно живописной стоянке, на мысе, покрытом чудесными сосенками.

Это была одна из самых красивых стоянок за все время, что мы плаваем на байдарках. Вечером мы гуляли по мысу и были удивлены его чистотой, к сожалению, нетипичной для мест, где побывала нога туриста.

С каждым днем становилось все теплее и теплее, наши свитера и флиски перекочевали в гермы, а мы переоделись в шорты и футболки. Вечером Павел и Женя открыли купальный сезон. Не деревьях прямо на глазах начинали зеленеть свежие молодые листочки. Одна из главных прелестей майских походов - возможность наблюдать окончательное пробуждение природы. На следующий день, 9го мая, мы проплыли около 40 км, из озеро Удино мы попали в реку Уверь, по берегам которой располагается достаточно много населенных пунктов.

В село Мошенское мы попали в разгар празднования дня Победы, было очень приятно видеть нарядных ветеранов с орденами, идущих с букетами. Мы остановились в центре поселения и сделали вылазку в местный супермаркет, накупили всякой «цивилизованной» пищи и устроили пикничок, поедая всякие йогуртики, фруктики и пироженки, не относящиеся к традиционной походной пище. Павел на радостях даже умял упаковку сметаны. Отдохнув, мы двинулись дальше, и вечером встали в приятном ельничке.

В этот вечер, наконец, прояснилась ситуация с Антоном, приезда которого, честно говоря, мы уже не ожидали. Антон сообщил, что он выезжает ночным питерским поездом, вылезает на станции Акуловка и оттуда на такси добирается до деревни Меглецы, которую мы должны были проплывать следующим утром. 10го мая мы рано вскочили и где-то через 3 километра оказались в этой самой деревне. Максим с Женей решили дрейфовать по реке вниз, а мы с двумя Пашами остались встречать Антона. Мы побродили по деревне, чье население, по-моему, составляют в основном питерские дачники. Солнышко припекало все сильнее, Павел отправился принимать солнечные ванны.

Наконец, где-то через час мы увидели знакомый силуэт.

Ура! Наконец-то вся наша команда была в сборе.

Догнать Максима с Женей оказалось не так-то просто, за это время они успели уплыть далеко, и нам пришлось изрядно помахать веслами. Этот день оказался самым сложным в нашем маршруте. Берега постепенно становились все ниже, и мы вплыли в зону болот, вода была почти стоячей, грести приходилось в активном темпе.

Все чаще встречались разливы, мы пересекали заливные луга, количество воды вокруг впечатляло.

В тот день мы прошли 53 километра и достаточно сильно устали. Найти приличную стоянку не получалось, да у нас и по плану в тот день планировался большой переход. В конце концов мы вплыли в Мсту, и встали в сосняке. До ночи мы пугали друг друга байками про пороги, бочки и валы, ожидающие нас на следующий день, ведь 11 мая нам предстояло пройти «Горную Мсту».

Мста - весьма нетипичная река для центрально-европейского региона. Особый интерес для любителей сплавов представляет 30-километровый участок среднего течения Мсты, получивший название «Опеченские пороги». Здесь спокойная Мста превращается в настоящую горную реку с порогами и перекатами. Суммарное падение реки на этом участке составляет 70 метров, наша максимальная скорость при прохождении порогов составила 21 километр в час. Итак, на следующее утро мы изрядно волновались, одели спасательные жилеты и шлемы, тщательно натянули «фартуки» на байдарки. Прохождение Мсты оказалось вполне адреналиновым, особенно на байдарках, на рафтах и катамаранах, мне кажется, там не так впечатляюще.

После первого же порога Антон с Павлом кильнулись, но потом все сосредоточились, и больше никто из нашей команды не переворачивался. Опечинские пороги - одно из самых популярных мест водного туризма в средней полосе России, честно говоря, я даже не ожидала увидеть там такое количество рафтов, катамаранов, байдарок и счастливых мокрых водников. Большинство туристов приезжают на Мсту и стационарно стоят на порогах, проходят водные препятствия, потом завозят рафт выше по течению, и снова проходят порог, оттачивая мастерство. Капитанил на нашей байдарке, естественно, Паша, никаких опасных моментов у нас не случилось, но мы изрядно повеселились на волнах, шиверах и в валах, прошли 2-3 «бочки». Конечно, на горной Катуни экстрима было явно больше, но зато Мста ближе, а сплавляться по ней нам очень понравилось. Правда, нашим планам по поводу фотосессии на Мсте сбыться в этот раз было не суждено, т.к. все фотоаппараты были наглухо запакованы в гермах. А жаль, фотографии там получились бы адреналиновые!

Но вот Мста постепенно замедляется, и мы вплываем в Боровичи, находим стоянку, разбираем байдарки, забираем машины и отправляемся в Москву.

Еще один поход закончен! Он получился весьма активным, за 5 дней (7-11 мая) мы проплыли 210 километров.

В будущем мы хотим еще раз побывать в тех местах, возможно, совершить сплав по реке Березайка с выходом опять-таки в горную Мсту. Думаю, в следующий раз мы будем закладывать на прохождение порогов больше времени, чтобы можно было идти не быстро и делать фотографии. Все-таки получить экстремальные фото рафтинга по порогам очень хочется.