ГОРНЫЙ АЛТАЙ - 2005 год


Горный перевал

    Итак, в разгаре было лето - 2005, и мы стали все чаще задумываться, как провести его, чтобы потом "не было мучительно больно за бессмысленно прожитые месяцы". В очередной раз решили отложить путешествие моей мечты на Камчатку (ну, очень дорого!), и стали изучать более демократичные в ценовом плане, но не менее интересные варианты активного летного отдыха. После долгого и тщательного изучения различных приключенческих туров мы выбрали конный маршрут на Шавлинские озера + сплав по Средней Катуни. Честно говоря, сплава я сильно побаивалась, особенно после беседы с менеджером турфирмы "Баск", которая долго и вдохновенно меня стращала сложностью и опасностью Средней Катуни. Прочитав описание нашего маршрута, все мои подружки-конницы отказались с нами ехать по причине "сплав слишком экстремальный". Поэтому на Алтай мы отправились с Пашей вдвоем, причем меня периодически начинали терзать мысли, что я несколько переоценила свои физические возможности, и может, надо было выбрать чего-нибудь поспокойнее. В результате все оказалось совсем не так страшно, а наоборот, здорово и весело, мы прекрасно отдохнули, чудесно провели время и познакомились с кучей приятных людей. Но рассказываю все по порядку.

Мы с голденом Аэлби Бэк в Новосибирске

    Мы прилетели в Новосибирск специально рано утром (отъезд на Алтай нам предстоял почти в полночь), чтобы успеть пообщаться с местными ретриверистами. Большое спасибо Раисе Долгих, хозяйке милейшего голдена Аэлби Бэк, которая организовала в новосибирском Академгородке большую ретриверскую тусовку, на которой мы познакомились с несколькими поколениями местных золотистых ретриверов и пообщались с их владельцами. День пролетел мгновенно, и вот мы уже носимся по улице Фрунзе в поисках нашего автобуса, отходящего на Алтай.

    Далее нам предстоял самый сложный участок нашего путешествия: за ночь мы преодолели путь в 500 км от Новосибирска до базы отдыха "Катунь". Там короткий отдых, завтрак, знакомство с нашим инструктором Андреем, и снова в путь, только уже на бывалом желтом "ГАЗ 66". А проехать на "Газике 66" 300 км по Чуйскому тракту, а потом по тайге - это настоящее испытание для очень мужественных людей! Автобус был весь завален рюкзаками, снарягой и коробками с едой, сидели мы, плотно вжавшись друг в друга, при этом жарища-духотища, окна не открываются, автобус подскакивает на каждом ухабе. Ужас! Правда, мы ехали по таким дебрям, что ни на чем другом, кроме военного "Газика", этих мест, наверное, не достигнешь. Надо отдать должное нашему гиду Андрею - всю дорогу он нам рассказывал увлекательные истории о Горном Алтае, разные байки и легенды, а красивейшие виды из окна часто заставляли забыть о некомфортных условиях нашего путешествия.

ГАЗ 66.

    К тому же за долгие часы автобусной поездки мы все успели познакомиться. Итак, нас было 14 смельчаков из разных городов: Москвы, Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Омска, Новосибирска и Красноярска. Группа в этот раз у нас собралась крайне музыкальная, три человека взяли с собой гитары, а уж играть на них умели, по-моему, все, кроме нас с Пашей. В результате в течение двух недель мы выслушали и пропели колоссальное количество песен и песенок самых различных жанров.

Наша группа

    Вечером 24 июля мы наконец, добрались до с. Ачик, откуда на следующий день начиналась конная часть нашего маршрута. С утра нам раздали лошадей, на которых нам предстояло за неделю преодолеть 160 км (согласно описанию маршрута, на самом деле - меньше, мы промеряли по GPS). Мне достался очень хороший и послушный конь КАРАНДАШ, а Паше - БАЙРАШ. Кстати, "Карандаш" в переводе с горно-алтайского означает "брат", мой коник был младшим ребенком с своем лошадином семействе, поэтому и получил такую кличку.

Я с Карандашом, Паша с Байрашем.

    Итак, мы двинулись в путь. Как видно на фотографии, лошади шли под арчмаками, к тому же наша дорога проходила через горные перевалы, поэтому основным аллюром нашего похода был размеренный шаг. Лишь на обратном пути два дня было предостаточно галопчика, по которому я очень соскучилась. Максимальная скорость, на которую мне удалось разогнать КАРАНДАША, 36.6 км/час. Конечно, это не слишком много, но достоинство горно-алтайских лошадок - не скорость, а выносливость.

    25 июля мы дошли до озера Каракол, лежащего в очень живописной долинке, в которой пасутся многочисленные стада коров, коз, овец и прочей живности. На этой стояночке мы пообщались с милейшим козленком Кузей.

Озеро Каракол

Козленок Кузя

    На следующей день нас ждал самый большой переход, сначала через перевал, потом в урочище "Телдыс-кель", что в переводе означает "звездное поднебесное небо". Склоны перевала были достаточно крутыми, покрытыми каменистыми россыпями, поэтому на этих участках лошадей мы вели в поводу.

Перевал

    Конный переход в этот день занял у нас около 8 часов. Мы двигались вдоль реки Шабага, а потом вышли к стрелке Левой и Правой Шавлы, откуда открывается страшно красивый вид на ледники Северо-Чуйского хребта. В этом месте мы разбили наш лагерь и провели следующие два дня.

Конная аммуниция

    В первый день дневки мы совершили тренировочное восхождение на гору Обзорная, сходили в баню, покупались в холодном горном Нижнем Шавлинском озере, ну, и просто душевно отдохнули под музыкальную импровизацию Никиты с Максом.

Концерт

    Второй день дневки стал одним из самых интересных дней нашего похода, в этот день мы прошли около 25 км, поднимаясь к верхним Шавлинским озерам. Виды, открывающиеся по дороге, были просто фантастические!

Шавлинское озеро

    Поднимаясь в горы, мы встретили симпатичного бурундучка, который любезно согласился нам попозировать.

Алтайский бурундук

    В конце концов мы достигли ледников Шавлинской подковы, погуляли по снежку и поели алтайского мороженого (сгущенка, перемешанная со льдом).

Ледник

Наташа поедает алтайское мороженое

    Следующие несколько дней заняла наша обратная дорога. Как я уже писала выше, в эти дни у нас была возможность достаточно активно и быстро поскакать, что обрадовала все нашу компанию. "Какой русский не любит быстрой езды?"

Карандаш скачет галопчиком

    И вот мы вернулись в с. Ачик. На следующий день за нами приехал нежно любимый "ГАЗИК - 66", на котором мы добрались до Катуни. Там нас уже ждали два рафта, а также наш второй инструктор Дима, с которым мы и продолжили наше путешествие.

Инструктор Дима

    На самом деле, рафтинг по Средней Катуни, действительно, весьма адреналиновый. В 2002 г. мы сплавлялись по Нижней Катуни, но тот сплав даже смешно сравнивать со Средней Катунью, настолько он был проще и скучнее. Средняя Катунь - это серьезно, но страшно интересно! Благодаря нашим мудрым и опытным инструкторам все у нас прошло благополучно, но экстрим мы прочуствовали по полной программе. В первый же день нам пришлось преодолеть порог "Ильгульменский (IV к.с.) протяженностью 500 м и валами высотой до 3 м

Катунь

    В последующие дни мы преодолели еще одно препятствие "Кадринский прорыв" (IV к.с.) - 6 км волн, "бочек" и знаменитый водоворот "Поганка". А дальше нас ждал один из самых известных порогов Катуни - двухступенчатый "Шабаш", которым меня так пугали в турагентстве. На Шабаше регулярно случаются всякие неприятности, но мы ведь были с супер-инструкторами, так что мы не перевернулись, никто с рафта у нас не свалился, только получили много-много адреналина.

    Следующие дни были тоже интересными, но пороги несколько упростились, поэтому Дима посчитал возможным посадить меня загребной, чему я была очень рада. В качестве загребной я прошла пороги "Большой Аюлинский" (III к.с.), "Тельдектень" (III к.с.), "Бийка" (II к.с.) и "Еландинский" (III к.с.)!

    Недалеко от Чамала мы встали на заключительную стоянку, сходили в баню, и всю ночь сидели вокруг прощального костра. Было грустно, что наше супер-приключение так быстро закончилось. Я ни на минуту не пожалела, что мы выбрали именно этот классный маршрут, и, честно говоря, через 3-4 года я с удовольствием бы еще раз сходила в конный поход к Шавлинским озерам, а потом сплавилась по Средней Катуни...

МОЯ ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА