Дрессировка: методические указания владельцу собак (К.Слижиков)

Методические указания владельцу собаки

Курс послушания

  1. Общие положения.
    1. Данный материал ни в коем случае не является инструкцией по обучению. В нем только обозначены основные важнейшие моменты (факторы), которые следует в обязательном порядке учитывать, если Вы хотите быстро и качественно выработать у Вашей собаки способность выполнять Ваши приказы в любой, без исключений, обстановке с первого слова (в пределах проведенной наработки, естественно).
    2. Следует  знать, что процесс воспитания любой собаки вне зависимости от ее породы, возраста, размера должен происходить в точном соответствии с тем, как работает ее мозг, как она видит и воспринимает окружающую ее реальность и воспитателя (дрессировщика), как часть этой реальности.
    3. Из всего многообразия факторов, которые необходимо учитывать в процессе обучения, важнейшие могут быть выделены (и разделены) на две группы:
      1. законы (принципы), которые являются фундаментом обучения. Их нарушение ведет к тому, что мозг собаки просто не в состоянии усвоить ту информацию, которую пытается довести до собаки воспитатель. В этом случае процесс воспитания становится тяжелым испытанием для Вас и Вашей собаки и заканчивается полным провалом;
      2. правила, которые необходимо соблюдать в общем случае. От них иногда, учитывая индивидуальные особенности учебного процесса (а каждая собака воспитывается сугубо индивидуально), возможны кратковременные (тактические) отступления.
        1. Необходимо знать и учитывать тот факт, что современная собака, в отличие от своих диких сородичей, обладает способностью очень неплохо думать. Иначе говоря, самостоятельно устанавливать связь между различными событиями и явлениями, т.е. может проявлять мышление, аналогичное человеческому. Именно поэтому основной термин, определяющий учебный процесс, в тексте – «воспитание», а не «дрессировка», хотя, конечно, дрессировка – главнейшая составляющая учебного процесса, ведь все-таки мы обучаем животное, а не человека.
  1. Терминология.
    1. Дрессировка (далее – Д) – процесс выработки у собаки условных рефлексов.
    2. Условный рефлекс (У.Р.) –  способность собаки совершать определенные действия в ответ на определенные условные раздражители (команды).
    3. Обучение (О) – формирование у собаки поведения, желательного хозяину.
    4. Воспитание (В) – (Д+О) – процесс выработки послушания, т.е. способности собаки быстро, безотказно и в любых (в пределах наработки) условиях выполнять приказы воспитателя (дрессировщика), а в отсутствие прямых указаний в виде команд (свободное состояние) демонстрировать поведение, желательное хозяину (воспитателю, дрессировщику).
    5. Команда (К) – условный раздражитель, с помощью которого дрессировщик воздействует на мозг собаки.
    6. Механическое воздействие (МВ) – безусловный раздражитель, с помощью которого дрессировщик  воздействует на скелетно-мышечную систему собаки, чем заставляет собаку произвести необходимое ему действие.
    7. Поощрение (П) – безусловный раздражитель, ускоряющий процесс образования У.Р.

Основные законы учебного процесса

      1. Основа учебного процесса – дрессировка (Д).
      2. Важнейшая составляющая Д – принуждение.

При отсутствии принуждения процесс Д не происходит.

      1. каждая К должна сопровождаться принуждение (М.В.)
      2. дрессировщик не может быть для собаки приятелем, ровней. Он воспитатель, существо, стоящее надо собакой, всегда спокойный, последовательный, требовательный и справедливый, жесткий или мягкий в необходимой степени в каждый отдельный момент учебного процесса.
      3. Схема образования УР – К –> МВ–>П

Эти три фактора присутствуют всегда, никогда не меняются местами, и от точного подбора каждого их них (особенно – МВ и П), а также сбалансированности МВ и П напрямую зависит успех или провал учебного мероприятия.

      1. направление МВ должно возможно более точно соответствовать тому действию, которое должна выполнить собака. Особенно важно направление МВ в начале работы – оно подсказывает собаке, какое движение она должна совершить.
      2. МВ, интенсивность его, должна плавно, но неуклонно увеличиваться по мере наработки УР от минимальной (в начале работы) до максимальной (на стадии доводки).
      3. МВ на любом этапе Д должно очень четко дозироваться в зависимости от уровня решаемых учебных задач и индивидуальных особенностей данной собаки. Ослабленное МВ приводит к тому, что навык (УР) не вырабатывается никогда. С другой стороны, МВ более сильное, чем необходимо, уже не воспринимается собакой, как принуждение к определенному действию, а просто вызывает у собаки испуг, отвращение к занятиям и недоверие к воспитателю. Зачастую, одной подобной ошибки достаточно для того, чтобы свести к нулю многодневную работу. Более того, в результате такой ошибки, в особенности если объектом Д является молодая собака, часто вообще «обрывается» контакт «хозяин-собака». Восстановить его очень тяжело, а иногда просто невозможно.
      4. Поощрение (П) также должно очень четко дозироваться (как по интенсивности, так и по разновидности), если воспитатель хочет быстро получить высокие результаты своей работы (собака подчиняется безотказно, в любых условиях и с удовольствием). Ошибки в интенсивности и виде П не приводят к таким тяжелым последствиям, как в случае с МВ, а просто делают процесс Д «тягучим», скучным для собаки и воспитателя и часто – безрезультатным.
      5. Усложнение учебной задачи на небольшую, явно преодолимую для собаки величину, возможно только после наработки УР на более низком уровне. С запасом. Это дает возможность пройти весь путь наработки УР от минимального до максимального с приемлемым для собаки МВ.
      6. П меняется по интенсивность от максимального (в начале работы) до нуля (по результатам доводки).
      7. Рабочий уровень УР задает сам дрессировщик с учетом того, чтобы он перекрывал (по результатам наработки) все реально существующие внешние раздражители (люди, собаки, помойки, кошки, машины и т.п.).
      8. Желательное поведение собаки всегда должно поощряться, в особенности, если оно проявляется не в результате учебных мероприятий, а в результате того, что собака сама поняла, какое именно поведение Вы хотели  бы видеть в той или иной обстановке и сознательно идет навстречу Вашим желаниям. Событие крайне редкое, поэтому не должно проходить неотмеченным.

 

Основные правила учебного процесса.

 

      1. собака не должна знать, когда и в какой форме она получит поощрение. Соответственно, она не должна видеть и чуять лакомство до того момента, пока оно не окажется у нее во рту.
      2. Подход к хозяину поощряется всегда, вне зависимости от поведения собаки до момента подхода.
      3. МВ производится с помощью рывков и толчков различной интенсивности, а не путем натяжений и давлений.
      4. Время принятия решения в свободном положении у собак колеблется от долей секунды до нескольких секунд. Воспитатель должен уметь безошибочно использовать эту особенность для переключения собаки.
      5. Собака не должна знать, что она, как правило, не слабей дрессировщика. Поэтому Д «с позиции силы» является грубой ошибкой.
      6. Собака должна быть воспитана возможно быстро. Процесс воспитания конечен. Затяжка его зачастую приводит к тому, что уже собака ставит перед воспитателем учебные задачи. Все необходимые воспитателю УР должны быть выработаны раньше, чем собака поймет, какими способами и методами их вырабатывают.
      7. Следует следить за своей осанкой и жестикуляцией и, конечно, за всеми звуками, которые Вы издаете в процессе Д.
      8. Слово команды произносится сразу в интонации приказа – никогда не просьба и никогда не крик. Чем более тихим голосом отдан приказ, тем выше класс дрессировки.
      9. Д всегда ведут в учебных условиях, а в рабочих используют конечный «продукт» Д – УР. Попытка решить возникшую реальную проблему с помощью «слабой», на учебном уровне, команду, как правило, результатов не дает. А слабую наработку по применяемой команде делает еще слабее, а в ряде случаев сводит к нулю.
      10. Д – процесс непрерывный, быстрый и динамичный. Любые остановки крайне нежелательны  и не только растягивают обучение по времени, но и зачастую отбрасывают собаку назад, к начальной точке.
      11. Собаку воспитывают «раз и навсегда», ничего не откладывают «на потом». Как показывает практика, этого «потом» не бывает.
      12. Для работы используют мягкий поводок длиной 1,5 м и мягкий ошейник. Использование на современных «мягких» собаках и, тем более, щенках строгих ошейников, электрошоков, хлыстов и прочих спецсредств в общем случае совершенно недопустимо. Если обучение начинают со строгого ошейника, то можно с уверенностью утверждать, что учебный процесс «с треском» провалится. Спецсредства могут быть применены очень опытным специалистом на отдельных собаках, на отдельных этапах дрессировки, очень кратковременно (в ряде случаев только после очень тщательной подготовки).
      13. Собака должна адекватно реагировать на поощрение. В том случае, если например, применено лакомство, то собака должна воспринимать его как поощрение именно в тех учебных условиях, в которых его использует воспитатель.
      14. Любое учебное мероприятие должно проводиться быстро, весело для собаки. Слишком долгие учебные «серии» резко снижают интерес собаки к занятиям.
      15. Курс послушания не должен прерываться. Раз будучи начат, он должен быть доведен до конца (все УР – на рабочем уровне с небольшим запасом). Любые перерывы отбрасывают собаку назад, а «недоработанная собака» возвращается в исходное состояние (полная необученность), как правило, за несколько дней (недель)

 

Заключение

 

Мало кто из владельцев собак представляет себе, какое удовольствие доставляет общение с хорошо воспитанной и отдрессированной собакой. Чем выше класс дрессировки, тем более свободно и уверенно чувствует себя в любой обстановке ее владелец. Такая собака получает максимально возможную в условиях города свободу, так как у нее сформировано желательное хозяину поведение; она не собирает помои, не подходит к посторонним людям, не носится к любой встречной собаке, не гоняет за лыжниками, велосипедами и автомобилями сама по себе, и плюс к этому владелец может отдать любую «стопорную» команду и остановить ее, либо получить немедленный подход и фиксацию около себя. Плохо же обученная собака напротив является для ее владельца постоянным источником неприятностей, напряжений и стрессов. Поэтому во время занятий не следует жалеть свои силы и время. Период работы короток (2-2,5 месяца) и за это время Вы обеспечиваете себе комфортное общение с собакой на протяжении 10-12 лет. Правильно построенный учебный процесс легок и приятен и для собаки и для ее владельца, временные затраты невелики (30~40 минут во время прогулки). Следует также знать, что курс послушания проводят один раз в жизни собаки и проводят его так, что собака слушается до конца своих дней.

Изложенный выше материал обобщает некоторые результаты многолетней успешной практики. Обращаясь к нему в процессе обучения Вашей собаки, Вы обеспечите легкое и приятное протекание учебного процесса и прочные знания своей собаке на всю жизнь.

 

Слижиков Константин Константинович

  1. инструктор служебного соб-ва;
  2. судья-эксперт.

 

Тел.: 492-5872 (дом.), 8-905-769-4115 (моб.)